Сценарий по чарушину


/ Просмотров: 74291
Закрыть ... [X]

сценарий по чарушину Лариса Федотова
Викторина по рассказам Е. И. Чарушина (для двух подготовительных групп)

Цель: закрепить пройденный материал.

Задачи:

• Обобщить, систематизировать, проверить знания детей о произведениях Е. Чарушина.

• Развивать память, мышление, воображение, творческие способности детей.

• Воспитывать любовь к книге, к чтению: к животным, чувство ответственности за своего питомца.

• Воспитывать культуру речевого общения.

• Формировать умение отстаивать свою точку зрения

Предварительная работа

1. Чтение рассказов Е. И. Чарушина

2. Рассматривание рисунков

3. Знакомство с жизнью и творчеством Е. И. Чарушина

4. Экскурсия в библиотеку

5. Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, беседы о прочитанном.

Оборудование:

Кубик; 14 следов с символами, обозначающими задания; книги: «Большие и маленькие», «Моя первая зоология», «Томка»; 2 ленты: 1 длинная, 1 короткая; 2 коробки; мягкие игрушки – щенок и котенок; речевой материал; ребусы; 2 мольберта, мелки; подготовить 2 музыкальных номера. Иллюстрации Е. И. Чарушина. Выставка произведений Е. И. Чарушина. Книги одинаковые для поощрительного приза.

Занятие проводится в 2 подготовительных группах. Перед викториной показывается презентация.

Технологии:

Здоровьесберегающие

Технология проектной деятельности

Личностно – ориентированная

ИКТ

Игровые технологии (сюжетно-дидактическая, интеллектуальная)

Ход:

(Показ презентации с комментарием). Сегодня мы поговорим с вами о творчестве известного писателя-натуралиста, художнике Е. И. Чарушине. Родился Чарушин 11 ноября 1901 года в городе Вятке в семье архитектора. Все начиналось с детства. Маленький Женя ходил с мамой в лес. Там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения, потом все это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей, держали коз, индюшат, кроликов и голубей. Это были друзья мальчика.

А когда он немного подрос, стал внимательно наблюдать за природой и работать (рисовать). Он будто вырос с карандашом и кистью в руках. Чаще всего изображал животных и битвы индейцев. Женю очень часто брал в свои поездки отец, они наблюдали восходы солнца и утренние туманы, как просыпаются птицы и резвятся животные.

Увлечение Чарушина природой доходило до смешного. Однажды он решил, есть все, что едят его друзья птицы, и заболел (брюшным тифом). А однажды вместе со стадом коров переплыл широкую реку Вятку.

Е. И. Чарушин закончил Ленинградскую академию художеств и был приглашен на работу в издательство «Детгиз» в качестве художника. Он проиллюстрировал более 100 книг.

Художник, который рисует животных, называется анималист. Чарушин был прекрасным анималистом. Он умел не только показать внешность зверя, его движения, повадки, но и его нрав, характер. Приглядимся к любой из книжек Чарушина. Вот любопытный котенок Тюпа, трогательный медвежонок, шустрый волчишко. (показать иллюстрации) вот как сам Евгений Иванович говорил об этом: «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер, движения. Меня интересует его мех. Когда читатель-ребенок хочет пощупать моего зверька - я рад. Мне хочется передать настроение животного: испуг, радость, сон…. Все это надо наблюдать и почувствовать».

Поездки природа так переполняли Евгения Чарушина, что одной только кистью невозможно было выразить все, что хотелось передать. На помощь пришло слово. В 1929 году в детских журналах появились первые рассказы Чарушина «Медвежата», «Волчишко» и другие. В годы войны Чарушин работал учителем рисования, он так расписал стены одного детского сада что они превратились в зеленые лужайки и диковинные леса с героями сказок.

А теперь ответьте на вопросы:

Что рисует художник –анималист?

-Деревья

-Животных

-Людей

Чарушин родился в семье -

-Врача

-Архитектора

-Учителя

С кем маленький Женя ходил в лес

-С другом

-С собакой

-С мамой

Что чаще всего изображал маленький Чарушин

-Пейзаж

-Натюрморт

-Животных

Иллюстрация – это

-Картинка в книге

-Пирожок с капустой

-Кастрюлька с супом

Сейчас я предлагаю вам поиграть, отправиться по звериным следам. (Объясняем правила игры)

У нас две команды, в каждой команде есть капитан, капитан сегодня будет ответственным за поле. Это поле не простое, это игровое поле. Что у меня в руках? (кубик). Чего не хватает? (фишек). А фишками у нас будут герои рассказов Чарушина.

-Это кто? – Тюпа. (Когда … очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает)

-А это? – Томка. (Я обрадовался. Ну, - думаю, - вот это охотник! От такого и дичь не спрячется)

На каждом следе нарисованы задания. Выполнять задания будет тот, кто бросает кубик. Если ребенок затрудняется с ответом, то ему можно помочь.

Правила поведения. …

Уточняем, что можно делать в зале, чего нельзя.

(Тянем жребий, какая команда первая начинает)

Из коробки дети-капитаны вытягивают ленточки. Кто вытянул длинную, та команда начинает.

Первые кубик бросают капитаны.

В конце игрового поля вас ждет сюрприз. (В коробке лежат книги)

Задания

1 Вопрос

Вопросы – рассуждения

• Почему у зайца хвост короткий

• Почему белка зимой серого цвета

• Почему осенью птицы улетают на юг

• Почему осенью листья опадают

Вопросы о животных

• Белое оперение есть даже на пальцах лап, что-то вроде варежек. В отличие от своих южных сородичей, охотится в светлое время суток. (Полярная сова)

• Самый известный полярный обитатель. Его густой белый мех и толстый слой подкожного жира хорошо сохраняют тепло. (Белый медведь)

• Единственное крупное травоядное в тундре. Одомашненный людьми, он служит не только транспортным средством, из его шкур делают одежду, а из рогов - лекарство. (Северный олень)

• Крупное ластоногое млекопитающее. Охотится в воде, а отдыхать и греться на солнышке выбирается на сушу. Одну пару зубов заменяют огромные бивни. (Морж)

• Они живут группами, во главе с вожаком. Стоят на высоком уровне по своему развитию. В поисках пищи лазают и прыгают по деревьям. (Обезьяны)

• Это очень крупная птица. Туловище около одного метра, а хвост – 2 метра. Крылья короткие, летать на большие расстояния не может, но бегает очень быстро. (Павлин)

• Идеальный хищник, приспособленный к условиям тайги. Длинные широкие лапы помогают бежать по снегу, а кисточки на ушах – улавливать любые звуки. (Рысь)

• Эти мелкие лесные животные используют для своего жилья дупла, где не только выводят потомство, но и прячутся от зимних холодов. (Белка)

• Эта рыжая плутовка любит полакомиться мелкими грызунами. А её ценный мех предпочитают все модницы. (Лиса)

• Эти забавные зверьки фыркают и посапывают, а иногда даже пронзительно взвизгивают. Когда пугаются, то сворачиваются в клубок и выставляют свои иголки. (Ёж)

• Этот зверь хорошо приспособился прятаться от врагов: серый мех скрывает его среди камней и травы летом, а зимой шубка становится белой и незаметной на снегу. (Заяц)

Пропавшие буквы в веселых стихах

Серый вол, голодный, злой,

Бродит по лесу зимой. (Волк)

Игры усатые в клетке сидят,

На укротителя громко рычат. (Тигры)

Землю роет старый кот,

Под землею он живет. (Крот)

Ролики в норах семейством живут,

Лисы и волки их там не найдут. (Кролики)

Ребусы (о животных)

2 Покажи

• Читаем рассказ «Томка»

Дети изображают щенков по тексту.

У охотника я увидел пёсика.

Он вот какой. Уши длинные, хвост короткий.

Охотник рассказал, какой пёсик понятливый, как на охоте помогает, и умный-то, и не грязнуля.

От этого пёсика, говорит, есть щенки.

Приходите, поглядите. И мы с ним пошли.

Щенки небольшие — только что научились ходить.

«Который-то из них, — думаю, — мне будет помощник на охоте? Как узнать — кто толковый, а кто не годится?»

Вот один щенок — ест да спит. Из него лентяй получится.

Вот злой щенок — сердитый. Рычит и со всеми лезет драться. И его не возьму — не люблю злых.

А вот ещё хуже — он тоже лезет ко всем, только не дерётся, а лижется. У такого и дичь-то могут отнять.

В это время у щенят чешутся зубы, и они любят что-нибудь погрызть. Один щенок грыз деревяшку. Я эту деревяшку отнял и спрятал от него. Почует он её или не почует?

Щенок начал искать. Других щенят всех обнюхал — не у них ли деревяшка. Нет, не нашёл. Ленивый спит, злой рычит, незлой злого лижет — уговаривает не сердиться.

И вот он стал нюхать, нюхать и пошёл к тому месту, куда я её спрятал. Почуял.

Я обрадовался. «Ну, — думаю, — вот это охотник! От такого и дичь не спрячется».

Назвал его Томкой. И стал растить помощника.

• Чтение отрывков из книги «Большие и маленькие».

Взрослый читает, дети показывают животное и называют его.

Сидите в траве, зайчатки, не шевелитесь! Глазом не моргните, ухом не поведите! Никто вас, сереньких, здесь и не увидит.

А бегать вам пока нельзя. Кто на месте сидит, у того и следу нет. А следу нет — кто вас найдет?

А ну-ка, лезь на пенек, сорви ягодки! Не свались, не ушибись! Хоть мы, медведи, косолапы, а ловкачи. Мы так бегать умеем — лошадь догоним.

На деревья лазим, в воду ныряем.

Тяжелые пни выворачиваем, жирных жуков ищем.

Мы мед и траву едим, корешки и ягоды.

А дичинка попадет и ей рады.

• Чтение отрывков из книги Моя первая зоология.

Взрослый читает, а дети изображают и называют животное.

3 Анималисты (нарисуй животное на доске мелом, покажи, другие дети отгадывают, что нарисовано).

Во время викторины проводятся 2 музыкальные паузы.

«Зверобика»

• К нам сегодня в гости пришли звери. Они нам сейчас споют и станцуют «Лиса и медведь»


Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/viktorina-po-raskazam-e-i-charushina-dlja-dvuh-podgotovitelnyh-grup.html


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Эти забавные животные по произведениям Е.И. Чарушина Конкурсы пиратского дня рождения

Сценарий по чарушину Сценарий по чарушину Сценарий по чарушину Сценарий по чарушину Сценарий по чарушину Сценарий по чарушину

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ