Признание для актера что это


/ Просмотров: 41351

Искусство | Актёры

признание для актера что это

Народный артист России (1994)

Виктор Павлов родился 6 октября 1940 года в Москве в районе Арбата на Сивцевом Вражке.

Его детство пришлось на военные годы и было голодным и холодным. Незабываемым воспоминанием тех лет для Виктора был приход отца с войны, которого он обнимал, вдыхая запах отцовской гимнастерки. Родители Виктора познакомились в Чите, где отец начинал службу в танковом корпусе. Позже он занимался переводом машиностроительных заводов на выпуск военной продукции и испытывал новые танки. Мама Виктора была родом из Иркутска, и работала врачом. По настоянию матери родители Виктора переехали в столицу. После войны отец Виктора устроился работать инженером, стал специалистом по сельскому хозяйству, в 1950-х годах работал начальником территориального управления «Повольжье», а позже его назначили заместителем министра сельского хозяйства РСФСР.

К театру Виктора пристрастил отец. Виктор любил ходить в театр необычайно, и с третьего класса был частым зрителем спектаклей во МХАТе, Малом и Вахтанговском театрах. Виктор рано начал выступать на сцене. Сначала он занимался в детском районном хоре, потом ходил в школьный драматический кружок. Его первой ролью стала негритянская женщина - ее исполнение вызвало восторг и безудержный хохот одноклассников Виктора.

Семья Павловых жила всегда трудно, и в 1956 году после окончания 8-го класса Виктор пошел работать на завод учеником слесаря. Потом он стал радиомонтажником и одновременно учился в вечерней школе рабочей молодежи. Первым театральным педагогом его был замечательный актер и режиссер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов в драматическом кружке при Доме учителя. Именно он увидел в Викторе актерские способности и поддержал его решение пойти учиться в театральный институт. В 1959 году Павлов поступал в Школу-студию МХАТ, в Щукинское, актера в Щепкинское и собирался поступать даже в цирковое училище. Он был принят в Школу-студию МХАТа, но Вера Николаевна Пашенная и Николай Александрович Анненков, набиравшие курс, попросили других поступавших разыскать и передать Виктору, что его ждут в училище Малого театра. Когда Виктор узнал, какие мастера будут его педагогами, он пришел учиться в училище имени Щепкина.

Студенческие годы были счастливейшим периодом жизни. На курсе царила удивительная творческая атмосфера. Вместе с Павловым учились Олег Даль, Виталий Соломин и Михаил Кононов. Руководители курса на занятиях не признавали половинчатой работы, требуя полной отдачи и от себя, и от студентов.

Театр «Современник», куда попал Виктор Павлов после окончания училища в 1963 году, был известен на всю страну. На «Современник» равнялись лучшие театры, но в течение двух сезонов на сцене театра «Современник» он так и не сыграл «своей» роли. В основном были вводы. Павлов сыграл роль Христиана в «Голом короле» Е.Шварца, Репу в постановке «Два цвета» А.Зака и И.Кузнецова, Огородникова в «Старшей сестре» А.Володина.

Виктор еще учился на 3 курсе училища, когда получил предложение сняться в кино. Роль солдата Мити Огольцова в фильме режиссера Ростоцкого «На семи ветрах» была маленькая, но молодому, неопытному актеру удалось создать достоверный образ неунывающего солдата-балагура, сродни Теркину. С этого момента кино и театр в его жизни шли рядом. Работа актера в кино начиналась с эпизодических ролей, но это дало возможность познакомиться с искусством таких крупных режиссеров, как Ростоцкий, Кулиджанов, и Гайдай. Леонид Гайдай помог актеру найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был не только режиссером, он был педагогом, одержимым идеей взаимного творчества. В фильмах Гайдая Виктор сыграл студента-изобретателя Дуба в «Операции «Ы» и других приключениях Шурика» и студента-молодожена в фильме «Двенадцать стульев». Эти маленькие эпизоды запомнились зрителям уже не одного поколения.

Творческая жизнь в «Современнике» у Виктора Павлова не складывалась и в 1965 году Павлов ушел в театр имени Ермоловой. Тогда жизнь этого театра определяли актеры старшего поколения: Всеволод Якут, Леонид Галлис и Иван Соловьев. Молодой актер был доброжелательно принят «стариками» и, играя в ансамбле с ними, каждый раз получал уроки актерского мастерства. Здесь Павлов сыграл одну из лучших своих ролей - Биверса в спектакле «Время и семья Конвей» Дж.Б.Пристли.

Признание получили и такие роли артиста, как Дюпон Дюфор в «Бале воров» Ж.Ануйя и Буланова в «Лесе» А.Н.Островского. В театре имени Ермоловой Павлов познакомился и со своей будущей супругой, актрисой Татьяной Говоровой. Она играла главную роль в спектакле «Гусиное перо». Но Павлов увидел смешную девчонку, и не смог устоять перед ее привлекательностью и обаянием. Они вместе прожили более 30 лет и в их взаимоотношениях всегда присутствовали любовь и взаимопонимание.

В 1968 году Виктор Павлов ушел из театра имени Ермоловой. Все переходы из театра в театр связаны не с трудным характером Виктора Павловича, а по соображениям творческим. Он был убежден, что актеру необходима свобода выбора.

В 1969 году он пришел в театр имени Маяковского, куда его привел интерес к режиссерским работам Андрея Гончарова. А творческое общение с Арменом Джигарханяном, Александром Лазаревым, Светланой Немоляевой, Евгением Леоновым, Владимиром Самойловым, Татьяной Дорониной, легендой русского театра Марией Бабановой, роли, сыгранные здесь ознаменовали, может быть, один из лучших периодов жизни актера. Героика и комедийность, драматичность и гротеск - так расширился диапазон ролей Павлова на сцене театра имени Маяковского. Павловым был сыгран неистовый по темпераменту Стыркша в «Разгроме» А.Фадеева, «коммерсант» и пьяница Красавин в «Детях Ванюшина» С.Найденова, опаленный тщеславием человек без морали Мелет в «Беседах с Сократом» Э.Радзинского. И это - далеко не полный перечень ролей, сыгранных им в театре имени Маяковского.

Особенно любима и дорога актеру была роль Санчо Пансы в «Человеке из Ламанчи» Д.Вассермана и Д.Дэриона. Эта роль перешла к Павлову от Евгения Леонова, которого Павлов заменил в этом спектакле. У многих в памяти еще был жив образ, созданный известным артистом, но Павлов создал своего Санчо, у которого под внешней грубоватостью деревенского мужика жила верность и трогательная любовь к своему повелителю, вера в добро и справедливость.

За годы работы Павлова в театре и кино у зрителей, привыкших видеть его преимущественно в амплуа злодеев, выработался некий стереотип восприятия актера. Такие персонажи не вызывают положительных эмоций. Да и режиссеры считали Павлова актером отрицательного обаяния. Ему же хотелось попробовать себя в иной ипостаси. В 1977 году Павлов вернулся в Малый театр, где хорошо знали его творческие возможности. Теперь он играл на сцене рядом со своими учителями: Анненковым и Царевым, и другими корифеями Малого театра.

Виктор Павлов - актер с почти не меняющимся от роли к роли обликом. От спектакля к спектаклю он никогда не повторялся, что-то меняя, добавляя, каждый раз обогащая роль. Вот только некоторые из ряда интересных ролей, созданных в Малом театре: Ухтищев в «Фоме Гордееве» М.Горького, Шпекин в «Ревизоре» Н.Гоголя, Репетилов в «Горе от ума» А.Грибоедова, Сомоновский в «Моем любимом клоуне» В.Ливанова. Театралам запомнилась его блистательная работа в роли Шута в «Короле Лире» - одной из наиболее сложных в мировом репертуаре. Актер создал народный образ средневековой трагедии, шута без шутовства, фигуру драматическую, персонаж, произносящий истины, не прячась за профессиональные шутовские приспособления. Казалось, что в Малом театре Павлов, наконец, обрел свой родной дом. Но судьба сделала свой очередной виток.

В театр имени Ермоловой пришел главным режиссером талантливый Фокин со своей, заманчивой программой привлечения в театр интересных драматургов, с современным, обостренным чувством времени. Он пригласил Павлова в свой театр. Шел 1985 год, наступала эпоха перемен как в стране, так и в театре. Актерам хотелось играть в пьесах, созвучных времени. И постановка «Говори...» по пьесе А.Буравского стала таким спектаклем. Павлов сыграл в ней роль Нечипуренко. Среди других работ этого периода у Павлова были роли Казмина в «Последнем посетителе» В.Дозорцева, Жака во «Втором годе свободы» А.Буравского и другие роли.

Событием для театральной Москвы стал спектакль «Спортивные сцены 1981» Радзинского. Это был «звездный» спектакль. В нем партнерами Павлова были Доронина, Меньшиков, Догилева. Павлов был одним из лучших в этом ансамбле, обнажив в своем герое Михалеве лик современного мещанина, подчеркнув агрессивную сущность этого персонажа, социально опасного типа.

У Виктора Павлова был твердый жизненный принцип: если внимание к тебе, как к актеру, у главного режиссера пропадает, то нужно разобраться - временное это явление или ты стал не интересен. Если последнее, то надо уходить. Не найдя достойного применения своим актерским возможностям, Павлов ушел из театра имени Ермоловой, и в 1990 году вернулся в Малый театр, где работал до последних дней своей яркой жизни.

Виктор Павлов находился в лучшей поре актерского пути. В нем не пропадало желание играть. Ему были подвластны все жанры, а та палитра красок, которая была в арсенале артиста, позволяла ему создавать роли Ашметьева в «Дикарке» А.Островского и Н.Соловьева, лицемера и ханжи Градобоева в «Горячем сердце» А.Островского, махрового злодея, с обольстительной наглостью, одурачивающего всех и вся Бежеарса в спектакле «Преступная мать, или Второй Тартюф» Бомарше. Эти работы сполна дают представление о многогранном таланте одного из самых интересных актеров в труппе Малого театра. За роль Градобоева Павлову в 1992 году была присуждена премия Правительства Москвы.

Аркашка Счастливцев в «Лесе» Островского был смешон в исполнении Павлова, и одновременно трагичен, но отнюдь не жалок. Маска шута была своего рода самозащитой, и как его давний шекспировский Шут - он также талантлив и мудр, той наджитейской мудростью, которая бывает у людей, битых жизнью. Аркашка Павлова - действительно актер по призванию, а не по необходимости добывания хлеба насущного. Демонстрируя потенциальные артистические возможности своего героя, «проигрывая» каждую из своих «баек», как законченный спектакль, сам Павлов был увлечен азартом игры - это была его стихия и его призвание. «Это диплом моей любви к актерам», - признался Виктор Павлов, принимая приз «Московская премьера», учрежденный Международным фондом К.С.Станиславского, за роль Счастливцева в «Лесе». Это была самая дорогая для артиста награда, так как присуждали ее коллеги-профессионалы.

Театральное творчество Павлов сочетал с работой в кино и на телевидении. Он создал более 150 самых разнообразных экранных образов, принесших актеру широкую известность. Творческое сотрудничество и дружеские отношения с такими талантливыми режиссерами, как Ташков, Венгеров и Трегубович дали возможность актеру создать ряд интересных образов в кино и на телевидении.

Ташков серьезно рисковал, когда приглашал тогда еще юного актера, игравшего комедийные эпизоды, на роль в телевизионном фильме «Майор Вихрь». Роль Гришанчикова - это роль в роли. Создать образ кадрового офицера-разведчика было непросто, приходилось отрабатывать каждую деталь, чтобы профессионалы приняли за «своего». Следующая встреча Павлова с Ташковым состоялась на съемках телевизионного фильма «Адъютант его превосходительства». В творческой биографии Павлова Мирон Осадчий - роль одна из самых ярких, фигура сложная и противоречивая, человек, душа у которого изъедена злобой и страхом, но сохранивший удивительное чувство испепеляющей любви. Перекликается с этой ролью и образ Демьяна Штычкова в телефильме режиссера В.Венгерова «Строговы». В фильме снималась и жена Виктора Павлова Татьяна Говорова в роли Ксюши. Герой Павлова и на этот раз был «злодеем» и тоже был безнадежно влюблен. Но поскольку роль была более масштабна и сложна, актер создавал более значительный в художественном отношении образ.

Неожиданными красками, новизной характера поразила зрителей работа актера в фильме Трегубовича «На войне, как на войне» в роли Гриши Щербака, мужественного, обаятельного, открытого, характера, сдобренного юмором и смекалкой. С именем этого же режиссера связана и другая серьезная удача актера в фильме «Уходя - уходи». Главная роль бухгалтера Сулина была написана драматургом В.Мережко специально для Виктора Павлова.

Сейчас трудно представить себе другого Левченко - еще одного героя Павлова в телефильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя», запутавшегося, сломанного войной и недобрыми людьми и все еще сильного и волевого человека. В детстве актер знал, видел таких людей. Рядом с их школой строился комплекс гостиницы «Пекин», где работали такие штрафники, когда-то оступившиеся в жизни, но не забывающие, что есть добро, справедливость, и свой грех готовые искупить. Военная тема для актера была одной из самых важных в творчестве. Она жила в воспоминаниях Павлова о военном детстве, рассказах отца-фронтовика и коллег-профессионалов, прошедших всю войну, по ролям, сыгранным в кино артистом.

Среди наиболее известных киноработ Павлова были роли Васьки-сеньора в фильме «Здравствуй и прощай» в 1973 году, Игнатенко в фильме «Схватка в пурге» в 1978 году, Митьки Лысова в фильме «Емельян Пугачев» в 1979 году, Ивана Карнавина в фильме «След на земле» в 1979 году, Ватутина в фильме «Контрудар» в 1985 году, Красавина в фильме «Дети Ванюшина», Бегемота в фильме «Мастер и Маргарита» в 1993 году. Артист снимался также в фильмах «Расскажи мне о себе», «Одиноким предоставляется общежитие», «Даурия», «Проверка на дорогах», «Не будите спящую собаку», «Дети понедельника», «Любовь поэта», «Святой и грешный» и других картинах.

Виктор Павлов редко находился в творческом «простое», что свидетельствовало о постоянном интересе к нему режиссеров, об огромной работоспособности актера. В свободное время, которое было для Павлова настоящей редкостью, он страстно увлекался рыбалкой и охотой. Занимался стендовой стрельбой. Павлов очень любил активный отдых на даче с работой в саду и огороде. Но главным увлечением его жизни было рисование. Это было даже не хобби, а подспорьем в работе. На третьем курсе училища у Павлова неожиданно пропал голос, и стоял вопрос о его отчислении. Тогда ему посоветовали овладеть профессией гримера. Экзамен был сдан на отлично, и с тех пор артист мог профессионально гримировать и рисовать. На репетициях, на съемках, на гастролях - всюду с ним были бумага, краски и карандаши. Каждый раз, приступая к роли, он создавал «портрет» своего героя. Это развивало у актера фантазию и самостоятельное мышление. Такой эскиз был только первым шагом к постижению образа, а продолжал создавать его артист из своих нервов, из своей фактуры, пластики, что-то меняя, заново придумывая, дорисовывая своего героя, но уже актерскими средствами. Были у Павлова картины и для души - он рисовал пейзажи и портреты, но в основном, лица друзей и жены Татьяны.

Виктор Павлов скончался 24 августа 2006 года.

О Викторе Павлове был снят документальный фильм «Судьба меня хранить устала».

Your browser does not support the video/audio tag.

Текст подготовлен Андреем Гончаровым

РАССКАЗЫ ВИКТОРА ПАВЛОВА.

В Малом театре сдохли перепелки

В Московском академическом Малом театре стоял настоящий переполох. Все перепелки, которых народный артист Виктор Павлов разводил на чердаке театра, передохли.

- В чем дело, Витюша? - спрашивают артиста коллеги.

Такой же вопрос Виктору Павлову задала и специальный корреспондент "Фактора".

- Пока причину не выяснил, - ответил Виктор Павлович. - Я же перепелок развел для того, чтобы лечиться от высокого давления. Таким образом я и маму лечил, себя, некоторых артистов.

Однажды прихожу к Соломину и говорю: "Товарищ художественный руководитель, отдай мне чердак. Хочу там перепелиную ферму открыть". Юра просто онемел. Я уж не стал его пугать, не стал говорить, что яйца сырые буду пить. Сказал, что общение с птицами снимает стрессы. Чердак мне Юрий Мефодьевич отдал.

Я там и голубей развожу. Голуби, слава Богу, живы. Развожу московскую останкинскую белую породу. Часто сижу на чердаке, с голубями воркую. Белые голуби, которые взлетают над Малым театром, мои. Мне кажется, что это души актеров, когда-то работавших здесь. Вот эта гордая голубка - Гоголева, а этот любвеобильный - Царев, самый веселый голубь - Ильинский. У меня и в детстве птицы были: голуби, синички, щеглы. Я с птицами раскрепощаюсь. У меня натура восприимчивая, надо эмоции куда-то выплеснуть.

Меня в магазине одна зрительница, знаете, как приложила! Только вышел на экраны фильм Ташкова "Адъютант его превосходительства". Я там сыграл бандита Мирона Осадчего. И вот после премьеры стою в очереди в магазине. Очередь небольшая, человека четыре, а девушка со стороны лезет. Я ей культурно объясняю, что я ее пропущу, но зачем впереди бабушек лезть? Она повернулась и говорит: "Вы как в кино гад, так и в жизни сволочь". После таких сцен я к своим птичкам бегу...

Жеглов тоже пускал голубей

На остальные вопросы артист согласился ответить при одном условии: если вопросы я буду задавать не где-нибудь, а на Птичьем рынке. Объяснил:

- Это мое любимое место в Москве.

Мы встретились в воскресенье утром у метро "Таганская". Отправились на троллейбусе к "Птичке". По дороге артист рассказывает:

- Я родился в Москве, хотя родители были иркутянами. Когда мама мною забеременела, сказала отцу: "Паша, я рожу тебе мальчика. Вези меня в Москву. Хочу, чтобы он был москвичом". Так я оказался в столице. Родился на Арбате, а жил на Тишинке. Там все пацаны гоняли голубей. Мы с другом Вовкой часто приезжали на Птичий рынок. Рыбок продавали, птиц. Зарабатывали немного денег, чтобы матерям к 8 Марта и на день рождения что-то подарить.

Однажды с другом здесь на "Птичке" накупили запчастей и собрали велосипед. Весь двор ахнул, такая отличная была машина. Через несколько дней у нас его стащили. Сломал кто-то замок в сарае и унес. Погоревали мы и решили голубями заняться. С тех пор это увлечение не оставляю.

Вот тут недалеко от метро "Таганская" снимали фильм "Место встречи изменить нельзя". Однажды приехали мы с Высоцким очень рано. Работа предстояла важная, должны были снять сцену, где Жеглов (Высоцкий) убивает Левченко, то есть меня.

Чувствую, настроение у Володи какое-то праздничное. Говорит: "Вить, пойдем, чего покажу. Видишь, вон машина новая? Это моя. Поехали, прокачу". Сели мы в его "Мерседес", сделали круг. А я ему и предлагаю: "Чего на месте-то топтаться? Поехали на Птичий рынок. Тут рядом". Поехали. Голубей накупили. Раньше они и стоили треха за пару. Привезли мы птиц на съемочную площадку. Наши там уже собрались, и мы стали у всех на глазах выпускать голубей. Все обалдели от такой прелести. Приступили к съемкам. Я бегу по снегу, Высоцкий в меня стреляет. Ба-бах... падаю. Помню: Володя подбегает с бледным лицом, берет мою руку, целует: "Голубятник, вставай. Я тебя никогда не убью".

...Разговариваем с Виктором Павловичем в троллейбусе и вдруг замечаем, что на него пристально смотрит какой-то парень.

Павлов спрашивает:

- Ты чего смотришь, как КГБ?

- На артиста вы похожи.

- На хорошего или плохого?

- На моего любимого.... А почему вы на троллейбусе?

- А что думаешь, у нас денег куры не клюют? Ошибаешься, браток. Машина у меня, конечно, есть, но зимой за руль не сажусь.

Мы прибыли на "Птичку", и Виктор Павлович сразу же ныряет в голубиные ряды. Тут он как рыба в воде. Здоровается, а его спрашивают:

- Где пропадал? Месяц тебя не было.

- Закрутился в театре...

На рынке Павлов купил корм попугаям, мотыля рыбкам, лекарство старой кошке. Рассказал:

- Наша кошка - аллилуевское отродье. Надо мной живет Володя, сын Ольги Аллилуевой (родной сестры Надежды Аллилуевой, жены Сталина). У них там кошек видимо-невидимо. Вот и мне одну подарили.

Врезали по уху

- Но вообще-то в детстве я не мечтал быть артистом. Однажды в нашей школе решили поставить спектакль и почему-то про негров. Мне досталась роль негритянки. Гуталином мазался. Зрители так аплодировали!

После 7 класса пошел на завод учеником слесаря, потом работал радиомонтажником и учился в школе рабочей молодежи.

Окончил десятилетку, поступил сразу в два театральных училища: в Щепкинское и училище МХАТа. Собирался поступать и в цирковое, но передумал.

В "Щепку" поступал вместе с Олегом Далем, Сергеем Никоненко, Михаилом Кононовым, Севой Соколовым. Особенно волновался, когда в Щепкинское сдавал экзамены. Нас слушала Вера Николаевна Пашенная. На экзамене читал Твардовского, Островского, Есенина, Северянина. Есенин и Северянин были тогда запрещены. А я решил, что все равно прочитаю любимых поэтов. Помню, у Северянина читал:

Шумите, вешние дубравы,
Расти, трава.
Цвети, сирень.
Нет, все люди правы
В такой благословенный день.

После таких слов перекрестился. Все преподаватели просто замерли. Никто не осудил, никто. А Пашенная вдруг сказала:

- Посмотрите, какая у него красивая грудь.

Я чуть не рассмеялся. Просто я очень волновался и часто вздыхал. Вот, наверное, от этого и грудь красивая получилась. Потом испугался, что Пашенная заметит мою лопоухость. Ты не замечала, что у меня одно ухо торчит?

- Нет.

- Посмотри, одно ухо торчит. В юности я борьбой занимался. Однажды во время броска ухом по всему ковру и проехал. Боль была страшная. Полтора месяца ухо болело так, что до него нельзя было дотронуться. Но, слава Богу, никто в приемной комиссии мое оттянутое ухо не заметил.

(... Потом, спустя несколько лет, травмированное ухо Виктора Павлова понравилось Гайдаю, и тот пригласил артиста на роль студента Дуба в новелле "Наваждение" фильма "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Помните? Студенческая сессия, все читают конспекты, учебники. Только Дуб готовится к экзамену иначе. Он является на экзамен с обвязанным ухом, а из кармана торчит гвоздика...)

- В Щепкинском я учился у Анненкова. Но все же моим первым театральным наставником был прекрасный режиссер и актер МХАТа Вадим Николаевич Богомолов. У него я занимался в театральной студии на Тверской.

Меня на третьем курсе не аттестовали, что-то произошло с голосом. На голосовых связках образовались узелки. Мне сделали операцию. Голос восстанавливался слабо. Я на кафедре грима за время своей болезни окончил курсы гримера. Думал, если из артистов выгонят, останусь при театре гримером. Без театра жизнь не представлял.

А маму я слушался

- После окончания "Щепки" мне хотелось играть в "Современнике". И я пошел туда на просмотр. Взяли с двухлетним испытательным сроком. За год я 12 вводов сделал, а своих ролей не давали. За других доигрывал. Хотя были в "Современнике" и любимые спектакли: "Голый король", "Белоснежка и семь гномов", "Вечно живые". Любил играть с Олегом Ефремовым, Татьяной Лавровой. Но все же я чувствовал себя в этом театре очень неуютно. В "Современнике" было немного зла, холода и обмана.

Отец, видя мое унылое состояние, прямо сказал:

- Надо тебе прощаться с этим актерством. Поступай учиться в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию. Будешь специалистом. А это что за профессия?

Отец мой был серьезным человеком. "Россельмашем" заведовал, был замом министра сельского хозяйства. В войну танкистом воевал, в мирное время строил трактора. Не нравилась ему моя профессия.

Меня стали приглашать в театр Ермоловой. И я ушел туда.

А маму я слушался. Была она женщиной яркой, звонкой. Между прочим, ей многие москвичи жизнью обязаны. Она работала врачом-гинекологом. Помогала женщинам рожать. Отличным врачом была. А мне еще в студенческие годы говорила: "Вить, будешь артистом, будешь на виду. Женщины на тебя будут обращать внимание. Не заводи, Вить, любовниц. Пустое все это. Хлопот только наживешь. Ищи свою любовь. Она есть. Ищи."

В театре Ермоловой я встретился со своей будущей женой Таней. Она у меня казачка. Влюбился отчаянно. Из-за нее я с Гайдаем чуть не разругался. После фильма "Операция "Ы"" он решил собрать мальчишник. Звонит:

- Вить, приходи.

Я отнекиваюсь:

- Не могу. Свидание назначил.

- Отмени.

- Не могу. Что девушка скажет? У меня с ней серьезно.

Гайдай так обиделся на меня.

Однажды говорю Тане:

- Не надо нам серьезно-то. Что мы можем? Денег мало, квартиры нет.

Шекспир писал:

Кто в брак вступает второпях,
Не позаботившись о доме,
Тот скоро будет весь во вшах,
Как оборванец на соломе.

Но Таня не испугалась. Мы с ней 31 год вместе. Она вынесла все трудности, терпит меня, любит. Недавно говорит:

- Не представляю свою жизнь без тебя. Наверное, я бы погибла.

А я ей в ответ:

- Это я бы погиб без тебя. Заблудился бы, забарахтался бы, как сова днем.

Дочка моя - врач. Есть у меня внучка Наташка. Ей скоро год.

Поклонник подарил шкаф

Из театра Ермоловой меня пригласили в театр Маяковского. Играл там в спектаклях "Беседы с Сократом", "Человек из Ламанчи" (я был Санчо Панса). И вроде бы все хорошо, но неожиданно разругался с Андреем Гончаровым, главным режиссером театра. Он на репетиции заорал на молодую безответную актрису, я вступился. Мы крупно рассорились. На следующий день, как все вспыльчивые люди, опомнились, но было поздно. Пришлось уйти. Меня взяли в Малый. Так нашел свой любимый театр.

Жизнь в каждом театре должна быть согрета любовью. Есть любовь - будь там. Кончилась любовь - не сожительствуй. Не жди момента, иди дальше по яркой тропинке любви. Иди туда, где тебя ждут.

Женщина тоже должна чувствовать, любовь это или мимолетное увлечение, эмоциональная вспышка. И не жалеть проститься, расстаться с объектом прежней любви. Наше дело не монашеское. Это не приход, который не имеешь права покинуть. Это судьба твоя, дорога твоей яркой жизни. Судьба у артиста должна быть яркой.

...Виктор Павлов считает, что такую судьбу он нашел только в Малом - старинном русском театре. Он гордится, что именно здесь работали титаны русской сцены. Артисту нравится, что театр хранит верность классике.

Совсем недавно зрители с восторгом приняли комедийные роли Павлова в пьесах "Горячее сердце" Островского и "Тартюф, или Преступная мать" Бомарше. Месяц назад Юрий Соломин поставил на сцене Малого театра "Лес" Островского. Роль Счастливцева, конечно же, досталась Виктору Павлову. Он сыграл ее искрометно, восторженно.

В работе над ролью помогло увлечение живописью.

- Я нарисовал много портретов Счастливцева. Рисовал глаза его, брови, жесты, костюмы. У меня есть Счастливцев в радостном настроении, задумчивом...

- Виктор Павлович, а друзей вы рисуете?

- Всем друзьям нарисовал портреты. Обычно на гастроли беру с собой краски, кисти и в свободное время беседую сам с собой у холста.

Один старичок после премьеры спектакля "Горячее сердце" позвонил артисту в театр, поблагодарил за игру. И сказал, что хочет подарить Павлову... шкаф.

- Мне 83 года. Мне уже ничего не надо. Возьмите у меня старинный шкаф, он ручной работы.

Теперь этот подарок стоит в гримерной Виктора Павловича.

- Вы нашли любимый театр. И теперь никогда и ни с кем не конфликтуете?

- Всякое бывает. Я очень не люблю пренебрежительного отношения. А такое со стороны коллег, возомнивших себя гениями, иногда случается. Я просто отказываюсь от подобных партнеров по роли. Не люблю работать с зазнайками. И выяснение отношений всегда бывает печальным и грустным.

Иногда вступаю в полемику и с молодыми актерами, которые могут себе позволить ходить по театру в верхней одежде или покурить за кулисами. Конечно, большинство актеров - добрые и гордые дети, благородные люди. Но все же встречаются всякие.

Как "умыли" артиста

- Виктор Павлович, и все же широкий зритель знает вас по ролям в кино.

- Кино отдано много сил. Гайдаю очень благодарен. Он помог мне найти себя в комедийном жанре. На съемочной площадке он был даже не режиссером, он был педагогом, одержимым идеей творчества. Мне понравилось сниматься у Ростоцкого, Ташкова. С фильмом Ташкова "Адъютант его превосходительства" связана моя самая большая творческая обида. Что произошло? Группа создателей фильма была выдвинута на Государственную премию. Выдвинули и меня. Я заполнил все документы, купил новый костюм. И вот собираемся мы, все нарядные, поехать за наградой. Ташков всех поздравляет. А меня просит все понять и не расстраиваться. Оказывается, в последний момент мне в премии отказали. На самом заключительном заседании, которое проходило поздно вечером, поднялся какой-то деятель и говорит:

- Товарищи, давайте соблюдать равновесие. Из лагеря врага мы уже дали премию Стржельчику. Если и Павлову дадим, то это будет идеологический перебор...

Сейчас снимаюсь в фильме "Должник" у молодого режиссера Валерия Пендраковского. Играю бомжа. Этот фильм добрый. Очень хочу, чтобы его увидел широкий зритель. Не получилось бы, как с фильмом "Мастер и Маргарита". Сняли давно, а на экране все нет и нет. Я так жду этот фильм, что мне даже плохо становится. В нем я Кота играю. Играю вместе с Гафтом, Вертинской...

В фильме я испытал сильнейшее за всю мою жизнь чувство. Это было, когда в сцене бала у Сатаны снимались 200-300 прекрасных девушек. Тогда я понял, что женская красота - всепобеждающая и всепоглощающая сила. Я это знаю. Ведь это я, Бегемот, руководил тем балом в квартире © 50 по дому 302-бис на Садовой...

Стащил деньги

С недавних пор Виктора Павлова, одного из ведущих актеров Малого театра, полюбило телевидение. Как ведущий телеигры "Ваш билет" он выступает в роли транспортного контролера и экскурсовода по Москве.

На съемках одной из телепередач произошел забавный случай. Партнером Павлова был специалист по экстремальным ситуациям Анатолий Гостюшин. Гостюшин предостерегал пассажиров от трамвайных "щипачей" и постарался воспроизвести действия жулика в вагонной толчее. Самый простой способ - отвлечь внимание жертвы неожиданным вопросом и в это время запустить руку в карман. И вот Гостюшин похищает бумажник у как бы зазевавшегося Павлова. Торжествуя, он возвращает артисту похищенное. А тот в ответ протягивает ему пачку денег. "Взял из вашего кармана". Сценарием второе похищение не предусматривалось. Но экспромт всем очень понравился.

Выпил с президентом

А в начале 1998 года Виктор Павлов стал народным артистом России. Вручая ему диплом в Георгиевском зале Кремля, Президент Борис Ельцин назвал его любимым актером.

- А потом мы выпили с президентом по бокалу шампанского, - скромно признался Павлов.

ФИЛЬМОГРАФИЯ:

1961 — Когда деревья были большими — парень на пароме
1962 — На семи ветрах — Огальцов
1963 — Сотрудник ЧК — рыжий раненый
1964 — Пядь земли — солдат
1965 — Хоккеисты
1965 — Время, вперёд! — руководитель «Синей блузы»
1965 — Таёжный десант — шофёр
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — «Дуб»
1966 — Строится мост — Серёга, практикант строительного училища
1966 — Человек без паспорта — Горохов
1968 — Майор Вихрь — Коля
1968 — На войне как на войне — Гриша Щербак
1969 — Адъютант его превосходительства — Мирон
1970 — Ночная смена — Миша
1971 — Поезд в далекий август — представитель Ставки
1971 — Расскажи мне о себе — Евсей Евсеевич
1971 — Слушайте, на той стороне — Зайцев
1971 — Даурия — Никифор
1971 — Проверка на дорогах — полицай Кутенко
1971 — 12 стульев (режиссёр Л. И. Гайдай) — Коля
1972 — Здравствуй и прощай — Василий Тихонович
1972 — Всегда начеку
1973 — Дети Ванюшина — Красавин
1973 — Товарищ генерал — Василий Васильевич, командир кавалерийской дивизии
1973 — Дверь без замка — Силантий
1973 — Старая крепость — Володя
1973 — Высокое звание. Я — Шаповалов Т. П. (фильм 1) — Клинов
1974 — Незнакомый наследник — Владыкин
1975 — Гамлет Щигровского уезда — Кузовкин
1975 — Дневник директора школы — Ибрагимов
1976 — Строговы — Демьян Минеич Штычков
1976 — Обыкновенная Арктика — повар
1976 — Единственная дорога — фельдфебель Рамке
1976 — Краткие встречи на долгой войне — Баранцев
1976 — Преступление
1977 — Кольца Альманзора — принц Абалдон
1977 — Долги наши — рыбак на траулере
1977 — Журавль в небе — Илья
1977 — Смешные люди! — пострадавший
1977 — Четвёртая высота
1978 — Уходя — уходи — Сулин
1978 — Схватка в пурге — Игнатенко
1978 — Пока безумствует мечта — Щетинкин
1978 — Емельян Пугачёв — Митька Лысов
1978 — Завьяловские чудики — снабженец
1978 — Гарантирую жизнь — клоун
1978 — След на земле — инспектор водоохраны Иван Карнавин
1979 — Время выбрало нас — Стратег
1979 — Дюма на Кавказе — Бланше
1979 — Место встречи изменить нельзя — Сергей Левченко
1979 — Торговка и поэт — Друтька
1980 — Обнажённый Куренцов — Куренцов
1980 — О бедном гусаре замолвите слово — тюремщик Степан
1980 — Личной безопасности не гарантирую — Шишка
1980 — Последний побег — Ветров
1981 — Штормовое предупреждение — Александр Петрович, директор турбазы
1981 — Сын полка — Горбунов
1981 — Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна — шериф
1981 — Белый танец — Пётр
1981 — Деревенская история — Захар Артемьевич Шубин, председатель колхоза
1981 — Преступник и адвокаты — «профессор»
1981 — Куда исчез Фоменко? — Паршин
1981 — Доходное место
1982 — Взять живым — Жмаченко
1983 — Одиноким предоставляется общежитие — Илья
1983 — Пароль — "Отель Регина" — Геннадий Парфёнович Проценко
1983 — Среди серых камней
1983 — Миргород и его обитатели — городничий
1984 — Шанс — Удалов
1984 — Челюскинцы — Никитин
1984 — Нам не дано предугадать…
1984 — Герой её романа — Котоусов
1984 — Первая Конная — Дуплищев
1985 — Грядущему веку — Пташкин, директор хлебзавода
1985 — Грубая посадка
1985 — Контрудар — генерал Ватутин
1985 — Прощание славянки — Фёдор
1985 — Не ходите, девки, замуж — Скоробейников
1985 — Дикий хмель — Широкий
1985 — Серебристая нить
1986 — На острие меча — Чубоцкий
1986 — Зина-Зинуля — водитель Петренко
1986 — Обвиняется свадьба — Вячеслав Иванович Дорогожицкий, рубщик мяса из гастронома
1987 — Гардемарины, вперёд! — Котов
1987 — Забавы молодых — Бобылев
1987 — По траве босиком
1987 — Ловкачи — Метель
1987 — Лиловый шар — Людоед
1988 — Лапта — Бобров
1988 — За всё заплачено — Снегирёв
1988 — Любовь к ближнему — Павел Карпович Маслобойников, городской глава
1988 — Билет в один конец — майор Чистяков
1988 — Вам что, наша власть не нравится?! — Павлинов
1988 — Утреннее шоссе
1989 — Светлая личность — Каин Александрович Доброгласов, управляющий «Клоопа»
1989 — Благородный разбойник Владимир Дубровский — помещик Спицын
1989 — Катала — Карась
1989 — Князь Удача Андреевич
1989 — Операция «Вундерланд» — стармех
1989 — Беспредел — начальник ИТК
1989 — Канувшее время — Цихоня
1990 — Убийство на Монастырских прудах / Адвокат — Яковлев, «Ася»
1990 — Рок-н-ролл для принцесс — король Филогерц
1990 — Кошмар в сумасшедшем доме — дядя
1990 — Гамбринус — Степан Лукич, городовой
1990 — Царская охота — Ферапонт
1991 — Циники — Докучаев
1991 — Фирма приключений — Хартен
1991 — И чёрт с нами! — директор
1991 — Глухомань — Семён Семёныч
1991 — Не будите спящую собаку — Фуфачёв
1991 — Русские братья — поп
1992 — Лавка «Рубинчик» и… — Лысак
1992 — Караван смерти — Саблин
1992 — Похитители воды — Иван Иваныч
1992 — Крысиный угол — Паша
1992 — Удачи вам, господа! — Максим Петрович
1992 — Мафия
1992 — А спать с чужой женой хорошо?! — метрдотель
1992 — Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощанье (фильм) — помощник Ивана Ивановича
1993 — Про бизнесмена Фому — Чумаков
1993 — Я сама
1993 — След чёрной рыбы — Бураков
1993 — Над тёмной водой
1993 — Супермен поневоле, или Эротический мутант - полковник
1994 — Заколдованные
1994 — Колечко золотое, букет из алых роз
1994 — Увлеченья
1994 — Кодекс молчания — 2
1994 — Анекдотиада, или История Одессы в анекдотах — спонсор
1994 — Волшебник Изумрудного города — Гудвин
1994 — Мастер и Маргарита — кот Бегемот, Варенуха
1995 — Воровка — прокурор
1995 — Крестоносец
1995 — Роковые яйца — агент в белом
1995 — Без ошейника — Хавкин
1995 — Домовик и кружевница
1996 — Научная секция пилотов
1996 — Милый друг давно забытых лет
1997 — Сирота Казанская — Витя
1997 — Дети понедельника — проповедник Джонни
1997 — Закон мести
1997 — На заре туманной юности
1998 — Незнакомое оружие, или Крестоносец 2 — Полковник
1998 — Чёрный океан
1999 — Белый танец
1999 — Кому я должен — всем прощаю
1999 — Святой и грешник
2000 — ДМБ — «Батя», генерал-майор Талалаев
2000 — Зависть богов — Вильям
2000 — Марш Турецкого — Сапожников
2000 — Рыцарский роман
2000 — Приключения Солнышкина
2000 — В августе 44-го… — начальник продсклада
2000 — ДМБ-002 — «Батя», генерал-майор Талалаев
2000 — ДМБ-003 — «Батя», генерал-майор Талалаев
2001 — Воровка
2001 — Идеальная пара — Сапожников
2001 — ДМБ-004 — «Батя», генерал-майор Талалаев
2001 — ДМБ: Снова в бою — «Батя», генерал-майор Талалаев
2001 — Курортный роман
2001 — С новым счастьем!-2. Поцелуй на морозе
2002 — Бригада — отец «Пчелы»
2002 — Убойная сила-4 — Мусатин Юрий Антонович
2004 — Даша Васильева 2 — Круглый
2004 — Москва смеётся
2005 — Космос как предчувствие
2007 — Куратор


6 октября 1940 года – 24 августа 2006 года

Похожие статьи и материалы:

Иван Павлов и Серафима Карчевская (Цикл передач «Больше, чем любовь»)
Павлов Валентин (Документальные фильмы)
Павлов Виктор (Документальные фильмы)
Павлов Виктор (Цикл передач «Как уходили кумиры»)
Павлов Виктор (Цикл передач «Острова»)
Павлов Виктор (Цикл передач «Мой серебряный шар»)
Павлов Иван (Документальные фильмы)

Для комментирования необходимо зарегистрироваться!

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.


Источник: http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=476


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

Чехов Михаил Александрович «Чтобы Помнили» Войти в тебя стих

Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это Признание для актера что это

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ